\?> Вкладка Surround | РУсская РОК Музыка

Вкладка Surround

 

На очереди вкладка Surround диалогового окна Project Options. Посредством ее опций настраиваются параметры многоканального проекта.

Наш опыт общения с компьютерными музыкантами свидетельствует о том, что пока что все проекты сводятся в основном в стерео. Работа с surround-звуком все еще остается экзотикой. Отчасти это объясняется высокой стоимостью многоканальных аудиосистем, отчасти тем, что для получения приемлемого результата от пользователя требуется несравнимо более высокая звукорежиссерская квалификация. Поскольку для многих пользователей понятие многоканальное™ ново, целесообразно кратко пояснить суть проблемы.

Стереозвук дает некоторую прозрачность звучания: партии отдельных инструментов становятся более различимыми на фоне оркестра. Кроме того, стереосистема способна воспроизвести подобие звуковой атмосферы помещения, в котором выполнялась запись. Однако стереозвучание имеет существенный недостаток. Стереопанорама ограничена углом между направлениями на громкоговорители и получается плоской. Такое звучание лишено гстественности реального звукового поля, когда человек способен воспринимать реальные источники практически со всех направлений и оценивать расстояние до источников звука.

Одной из первых попыток преодоления недостатков, присущих стереофоническим системам, стала квадрофония. Для воспроизведения квадрофониче-ских фонограмм используются 4 акустические системы. Бытовые квадросистемы появились в начале 1970-х, но прижиться им не удалось. Причин тому несколько. Одна из них традиционна для многих новинок техники и заключается в том, что производители квадрофонической аппаратуры так и не смогли прийти к единому стандарту записи и воспроизведения четырехка-напьного звука. Свою роль также сыграли несовершенство и большая стоимость приборов четырехканальной записи/воспроизведения. Но главное было в другом: с переходом от "стерео" к "квадро" в те времена новое качество звука не возникло. Квадрофонические системы, как и стереофонические, не обеспечивали полной передачи свойств реального звукового поля. Основной недостаток заключался в том, что не получалась круговая стереопанорама — слушатель ощущал обычную стереопанораму перед собой и еще одну сте-реопанораму позади себя. Следует заметить, что квадрофония "проиграла" стерео еще и по экономическим причинам. У квадросистем 4 канала, а у стерео — 2, но оборудование для записи, обработки и воспроизведения квадро-сигнала было дороже стереофонического оборудования больше чем в 2 раза.

В наше время все обстоит иначе, ведь современному компьютеру "без разницы", с какими звуковыми данными работать — стеоео или 5.1 (а также 6 1, 7.1 и т. д.), а на современные носители (PVD) можно записать множество кана лов в различных форматах, не испытав при этом нехватки инфоомационног емкости Компьютер способен справиться с моделированием объемных ре верберационных процессов и предоставляет звукорежиссеру удобные регуляторы для перемещения источников звука по круговой панораме. Кроме того появилась острая потреоность в звуке, передающем акустические свойства окружающего пространства. Виртуальные графические миры компьютерны. игр становятся все более сложными и похожими на реальность, а значит требуют и адекватного звукового оформления. Кинематограф переживший кризис в состязании с телевидением, возродился в виде домашних кинотеат ров и кинозалов нового формата, основное отличие которых от предшественников — не в изображении, а в принципиально новом звуке (хотя качестве изображения тоже улучшилось, благодаря DVD и современным проекционным средствам).

Новая эра звукозаписи началась с исследований, выполненных инженерами Dolby Laboratories (http://dolby.com). Это был принципиально новый подход к передаче многоканального звука. Отличие от традиционного способа за ключалось, прежде всего, в том, что для хранения аудиосигналов двух дополнительных каналов использовалось матричное кодирование, т. е. их под мешивание к основным двум каналам. Изменился и способ размещения акустических систем — дополнительно к традиционному для квадрофонии расположению акустических систем по углам помещения добавлен цен тральный канал, размещенный между правым и левым фронтальными каналами, чтобы сохранить широкую стереобазу для зрителей, сидящих на боковых местах, а за спинами размещен канал эффектов (surround) Так появилась система нового кинотеатрального звучания Dolby Stereo.

Как вы уже знаете, этот четырехканальный формат является матричным форматом, при котором звук, предназначенный для каждого из четь рех ка налов, кодируется и записывается в два канала, а при воспроизведении декодируется вновь в четыре канала — левый, центральный, правый и задний Сигнал заднего канала, как правило, направляется на две тыловые акустические системы одновременно Используемая технология кодирования не позволяла обеспечить разделение между каналами больше С дБ. Позже она 6ыла изменена, и разделение между каналами достигло 15 дБ, но частотный диапазон заднего канала остался ограниченным в диапазоне 100 Гц—7 кГц.

Системой воспроизведения совершенно нового качества, совместимой со старым стандартом звукозаписи, стала система Dolby® Pro LogiВ ней был применен декодер, реализующий пространственную фокусировку звуковых образов — технологию, используемую для снижения взаимного проникновения сигналов одного канала в другой. В Dolby® Pro Logic® также появилась :зможность создавать задержку звукового сигнала в тыловом канале. Тем .амым было обеспечено согласование геометрических и акустических характеристик конкретного помещения с характеристиками "эталонного киноза-i", под который при производстве сводился мультитрековый звук. Очень важно то, что к настоящему времени создано огромное количество музыки, гильмов, телепрограмм, записанных на различных современных носителях на звуком в формате Dolby® Pro Logic®.

\ потом наступила эпоха цифрового кодирования и цифровой записи многоканального объемного звука, и появилась система Dolby11 Digital. Для коди-- звания цифрового звука в ней используется алгоритм, называемый АС-3 Dolby's third generation audio coding algorithm — алгоритм кодирования звука Dolby третьего поколения). АС-3 представляет собой алгоритм компрессии многоканального звука (количество независимых каналов от 1 до 6) с поте-:ями. Достижения из области психоакустики используются здесь для принятия решения о том, какую часть информации в аудиосигнале можно отбросить, чтобы это было не очень заметно для человека. При кодировании _тгоритмом АС-3 могут использоваться битрейты от 32 Кбит/с (для одного монофонического канала с минимальным качеством) до 640 Кбит/с (для ка-алов 5.1 с минимальными потерями качества). Типичный битрейт для записей в формате 5.1 составляет 385 Кбит/с.

Кодер Dolby® Digital поддерживает частоты дискретизации цифровых дан-чых 32 кГц, 44,1 кГц и 48 кГц при разрядности 16, 18, 20, 24 бит. Используется сжатие данных с потерями, однако качество звука все равно получается выше, чем у предшествующих аналоговых систем. Dolby Digital может "беспечить кодирование до 6 каналов в формате 5.1, где "5" — это каналы с полным частотным диапазоном (20...20 ООО Гц) и ".1" — канал низкочастотных (меньше 120 Гц) эффектов (LFE).

Объемность акустических сцен, более четкая детализация, естественность перемещений источников звука из фронтальной области в тыловую, стереофоническое звучание в тыловой области — все это обеспечило успех системы.

Следующий шаг эволюции систем объемного звучания — система Dolby Digital EX, которую можно считать надстройкой над Dolby® Digital. В Dolby Digital EX, как и в Dolby® Digital, физически может кодироваться до 6 независимых каналов (5.1), однако за счет использования матричного кодирования в левый и в правый тыловые каналы подмешивается информация еще одного или двух surround-каналов. Благодаря такому решению со-фанена совместимость с оборудованием Dolby09 Digital и в то же время за ^чет введения дополнительных surround-каналов (6.1, 7.1) на оборудовании Dolby® Digital EX достигается еще больше высокая точность локализации звуковых источников в пространстве.

Конечно, многоканальным звуком занимается не только Dolby Lab. Однако для потребителей "Долби" — уже имя нарицательное, символизирующее систему объемного звука.

В настоящее время можно говорить о распространении нового потребительского формата DVD-audio. Звуковые данные на подобном носителе могут храниться с использованием различных алгоритмов кодирования, включая Dolby® Digital. Однако в связи с большой емкостью носителя DVD (4,7 Гбайт на однослойном диске) необходимость сжатия звуковой информации с потерями отпадает. На DVD-audio можно хранить многоканальные записи в формате вплоть до 24 бит/96 кГц и стереозаписи вплоть до 24 бит/192 кГц без какого-либо сжатия и, соответственно, без каких-либо потерь.

Обозначение "5.1" указывает на количество каналов, но не несет в себе информации о каком-либо определенном способе кодирования многоканального звука. Используется пять каналов с полным частотным диапазоном (левый передний, центральный, правый передний, левый тыловой и правый тыловой), а также один низкочастотный канал (с диапазоном от 3 до 120 Гц), подключаемый к сабвуферу.

В системе 5.1 формируется круговая стереопанорама. Поскольку при сверхнизких частотах наш слух практически лишен способности определять направление на источник звука, место расположения сабвуфера не имеет существенного значения.

Сабвуфер применяется и в обычных стереосистемах. В его канал подается низкочастотная часть спектра суммарного сигнала стереоканалов, в результате чего обеспечивается гарантированное воспроизведение басовых звуков. Однако в системе 5.1 канал низкочастотных эффектов играет особую роль. Его стоиг рассматривать не как низкочастотную компоненту многополосной акустической системы, а именно как независимый канал низкочастотных эффектов.

При записи на магнитофон для большинства систем 5.1 принят следующий порядок каналов (начиная с первой дорожки): левый фронтальный (передний), центральный, правый фронтальный, левый тыловой, правый тыловой и низкочастотный каналы. В ряде случаев (например, в многоканальных звуковых картах) предусмотрен и другой порядок: левый фронтальный, правый фронтальный, левый тыловой, правый тыловой, центральный, низкочастотный. Используются следующие обозначения каналов:

  • L — левый фронтальный (передний);
  • С — центральный;
  • R — правый фронтальный (передний);
  • Ls — левый тыловой (surround, задний);
  • Rs — правый тыловой (surround, задний);
  • LFE — низкочастотный.

Хотя уже существует не только профессиональная, но и бытовая (мультимедийная) аппаратура с числом каналов, превышающим 6, по мнению специа-ihctob, формат 5.1 наиболее перспективен, поскольку поддерживается основными разработчиками.

А теперь настало время познакомиться с вкладкой Surround диалогового окна Project Options (рис. 1.34).

Рис. 1.34. Вкладка Surround диалогового окна Project Options
Рис. 1.34. Вкладка Surround диалогового окна Project Options

Раскрывающийся список Presets содержит перечень созданных вами пресетов — текущих установок, сохраненных в "памяти" программы. Для пополнения списка следует ввести в нем имя пресега и нажать кнопку сохранить. Чтобы удалить пресет, выделите его имя и нажмите кнопку удалить.

В поле, расположенном под списком пресетов, отображается текущее соответствие каналов выходным аудиопортам звуковой карты. Собственно формат многоканального звука (количество и целевое назначение каналов) выбирается в раскрывающемся списке Surround Format. Выбранный формат графически отображается на дисплее, расположенном справа от этого списка. Полный перечень доступных форматов впечатляет: