\?> О программе Cakewalk SONAR 7 Producer Edition | РУсская РОК Музыка

О программе Cakewalk SONAR 7 Producer Edition

 

Речь в книге идет о программе SONAR 7 и о возможностях, которые она открывает для музыкантов, композиторов, аранжировщиков, звукооператоров и звукорежиссеров.

Программа продается в двух редакциях: Cakewalk SONAR 7 Studio Edition и Cakewalk SONAR 7 Producer Edition. Studio Edition по отношению к Producer Edition представляет собой "урезанную" и более дешевую редакцию. Материал книги ориентирован на пользователей самого современного и мощного музыкального программного продукта Cakewalk, а именно SONAR 7 Producer Edition.

Когда работа над рукописью уже подходила к завершению, появились два обновления программы SONAR 7 Producer Edition —версии 7.0.1 и 7.0.2. что заставило нас частично переработать материал с тем, чтобы учесть новинки.

Произошло еще одно значимое событие, информацию о котором мы едва успели поместить в книгу до ее отправки в типографию. Опубликовано сообщение о том, что фирма Roland Corporation — один из мировых лидеров в производстве музыкальной аппаратуры — приобрела контрольный пакет акций Cakewalk. Новые программные продукты будут выходить под маркой Cakewalk Roland. В сообщении говорится о том, что Cakewalk и Roland являются давними партнерами, и такое объединение разработчиков аппаратуры и программ для музыкантов позволит получить качественно новые результаты. Но это в будущем, а сейчас вернемся к Cakewalk SONAR 7 Producer Edition.

Графический интерфейс программы построен столь логично, что в нем, приложив определенные усилия, разберется даже начинающий пользователь музыкального компьютера. А ее возможности столь богаты, что и придирчивому профессионалу хватит их с запасом для решения самых сложных задач при работе с музыкой и звуком.

К фундаментальным свойствам последних версий программы Cakewalk SONAR можно отнести следующие:

  • возможность записи и редактирования MIDI-кОмпозиций; наличие M1DI-эффектов; поддержка всего существующего MIDI-оборудования;
  • возможность записи, редактирования и воспроизведения звука, оцифрованного с частотой дискретизации до 192 кГц и разрядностью до 64 бит;
  • развитые средства микширования сигналов и управления студийным оборудованием;
  • гибкая маршрутизация цифрового звука: используются универсальные шины, которые можно добавлять и удалять без перезагрузки Cakewalk SONAR;
  • возможность автоматизации любого параметра воспроизведения, обработки и синтеза звука;
  • поддержка многоканального звука (surround sound): многоканальных звуковых карт, многоканальных шин, surround-панорамирования, игровых манипуляторов при surround-панорамировании;
  • возможность работы с DX- и VST-плагинами (аудиоэффектами и обработками реального времени); наличие подключаемых виртуальных синтезаторов — DX- и VST-инструментов (DXi и VSTi);
  • наличие функции Freeze ("замораживание") для пересчета аудиотреков и партий DX/VST-инструментов в аудиофайлы с целью разгрузки процессора;
  • поддержка ASIO;
  • поддержка многопроцессорных систем;
  • экспорт и импорт цифрового звука в различных форматах; представление выходного материала практически в любом существующем формате;
  • поддержка звуковых банков SoundFont;
  • воспроизведение цифрового видео; поддержка вывода видеоданных через интерфейс Fire Wire;
  • наличие встроенного языка программирования CAL.

Cakewalk SONAR существует в 32-битной версии для Windows XP/Vista и в 64-битной версии для использования с Windows Vista х64 Edition.

Доступен режим 64-битного микширования потоков звуковых и импорт/экспорт 64-битного звука. В одном и том же проекте могут быть задействованы звуковые файлы с разной разрядностью представления оцифрованного звука.

Кроме того, программа обладает рядом свойств, которые хотя и не относятся к фундаментальным, однако обеспечивают гибкое и комфортное редактирование MIDI- и аудиоматериала:

  • визуализация структуры проекта при помощи клипов, возможность их неразрушающего редактирования; наличие треков-контейнеров, облегчающих структуризацию проекта;
  • представление музыки в виде нот, табулатур, отпечатков клавиш фортепиано, списка сообщений;
  • наличие редакторов системных MIDI-сообщений, текстов песен;
  • графическое управление параметрами синтеза звука;
  • практически неограниченное число уровней отмены операций редактирования;
  • наличие удобных средств для работы с сэмплерными лупами и грувами;
  • наличие эквалайзеров реального времени, являющихся неотъемлемой частью аудиотреков;
  • возможность индивидуальной настройки MIDI-треков на разные входные MIDI-порты и фильтрации MIDI-сообщений, получаемых по различным MIDI-каналам;
  • возможность индивидуального для каждого из треков входного мониторинга сигналов, поступающих через MIDI- и аудиопорты;
  • возможность отображения пересекающихся во времени клипов одного трека на разных подтреках (слоях);
  • возможность удобного подключения нескольких экземпляров одних и тех же стереофонических DX/VST-плагинов к многоканальным шинам;
  • возможность подключения плагинов не только к трекам и шинам, но и к отдельным аудио- и MIDI-клипам;
  • возможность подключения любых внешних аудиокодеков (например, LAME МРЗ), поддерживающих командную строку;
  • наличие в окне проекта Track панели инспектора для управления параметрами трека, а также навигатора для быстрого перемещения в любое место проекта и удобного управления масштабом отображения треков.

Несколько новых или усовершенствованных элементов программы достойны упоминания прямо здесь.

С помощью команды Remove DC Offset меню Process > Audio можно включить режим компенсации постоянной составляющей электрического сигнала непосредственно во время записи.

Опция Mute Previous Takes окна, открываемого командой Transport > Record Options, позволяет отключить/включить автоматическое заглушение клипов, ранее записанных в режиме Auto Punch: последний записанный клип остается незаглушенным.

Предусмотрена возможность приема в Cakewalk SONAR MIDI-данных от VSTi.

Среди сложных инструментов, входящих в состав Cakewalk SONAR, теперь есть встроенное средство для записи (прожига) компакт-диска.

Особый интерес для тех, кто привык работать с программами, подобными FL Studio, может представлять интегрированный в SONAR пошаговый секвенсор (окно Step Sequencer).

В новой версии программы внедрен ряд новых инструментов. Среди них:

  • Smart MIDI Tools — интуитивно понятный полностью настраиваемый инструмент для многозадачного редактирования;
  • Real-time Drag-Quantize — инструмент, позволяющий быстро выполнить квантизацию выделенных нот (отпечатков клавиш) и сообщений в соответствии с пользовательскими настройками.

На панели инструментов Playback State появилась весьма полезная кнопка Dim Solo Mode. Если она нажата, то трек, для которого включен режим Solo, будет выделен путем уменьшения громкости звучания остальных треков. В противном случае остальные греки были бы полностью заглушены.

Отпечатки клавиш доступны для редактирования непосредственно в окне проекта Track. Графики параметров MIDI-сообщений могут быть отображены на одном поле с отпечатками клавиш. Инструмент MIDI Magnifier позволяет при мелких масштабах отображения отпечатков клавиш наблюдать их увеличенное изображение сквозь полупрозрачную "лупу".

В поставку программы включены новые или усовершенствованные виртуальные инструменты:

  • z3ta+ — синтезатор, моделирующий аналоговое звучание;
  • Dimension LE (включая Garritan Pocket Orchestra) — синтезатор, вобравший в себя звуки как реальных, так и синтезированных инструментов;
  • Rapture LE — синтезатор, формирующий "современный" звук; П DropZone — простой и удобный сэмплер и редактор лупов;
  • Session Drummer 2 — формирователь партий ударных инструментов.

Есть новинки и среди аудиоэффектов:

  • LP-64 Multiband — многополосный мастеринговый компрессор/лимитер с линейной фазо-частотной характеристикой;
  • LP-64 EQ — мастеринговый эквалайзер с линейной фазо-частотной характеристикой;
  • Boost 11 —лимитер;
  • VC-64 Vintage Channel — динамический процессор с панелью управления, выполненной в ретростиле;
  • Roland V-Vocal 1.5 — вокальный процессор;
  • Perfect Space-Convolution Reverb — сверточный ревербератор.

Рассмотрим структуру книги. Книга состоит из 15 глав, авторского предисловия, введения, заключения, приложения и списка литературы. Книгу сопровождает компакт-диск в формате CD Extra.

В главе 1 рассмотрена чрезвычайно важная проблема инсталляции и подготовки программы SONAR 7 Producer Edition к работе. От того, насколько грамотно вы выполните все необходимые подготовительные операции, зависят устойчивость работы программы и качество полученных вами результатов.

В этой главе мы описали опции тех диалоговых окон, которыми вам придется воспользоваться при подготовке программы к работе. Рассмотрены такие вопросы, как:

  • особенности инсталляции программы; П настройка канала цифрового звука;
  • выбор и настройка используемых MIDI-устройств, загрузка и редактирование инструментов;
  • настройка измерителя уровня аудиосигнала;
  • настройка глобальных опций и опций проекта;
  • конфигурирование многоканального surround-проекта;
  • настройка системы взаимодействия с внешними устройствами управления;
  • программирование инструментов редактирования отпечатков клавиш;
  • редактирование структуры и содержания меню; П выбор окраски элементов интерфейса;
  • загрузка банков SoundFont;
  • назначение "горячих" клавиш;
  • конфигурирование файлов инициализации.

Рекомендуем по мере освоения новых приемов практической работы с композициями периодически возвращаться к первой главе. Это позволит глубже понять назначение операций по подготовке программы к работе и их связь с конечным результатом.

Глава 2 появилась в книге в расчете на многочисленных начинающих компьютерных музыкантов. В ней мы рассказали, прежде всего, о формах представления музыкальной информации, реализованных в SONAR 7 Producer Edition, уделив особое внимание нотатору, отпечаткам клавиш, гитарному грифу и отпечаткам пальцев, списку сообщений, трекам и клипам.

Здесь же вы сможете, не вникая в тонкости и подробности, научиться проделывать такие операции, как:

  • загрузка и сохранение файла проекта;
  • воспроизведение MIDI-файла;
  • запись МГОЬкомпозиции;
  • запись аудиотрека;
  • подключение эффектов и обработок.

В главе 3 мы рассмотрели структуру главного окна программы и назначение его панелей инструментов, подробно описали опции диалоговых окон, открываемых с помощью кнопок панелей инструментов.

По своему усмотрению вы можете настроить графический интерфейс программы — нужные панели разместить в любом удобном месте главного окна, а ненужные (в данный момент) убрать. В общей сложности можно открыть 20 панелей. С помощью инструментов этих панелей можно, не прибегая к командам меню, выполнять все важнейшие операции:

  • загрузить, сохранить и распечатать файлы:
  • выполнить стандартные операции по редактированию материала (копирование, вырезание, вставку);
  • выбрать режимы синхронизации, записи и автоматизации;
  • управлять записью, воспроизведением и зацикливанием проектов;
  • перемещаться по проекту;
  • заниматься неразрушающим редактированием ритма аудиотрека;
  • редактировать темп и расставлять в характерных точках маркеры;
  • управлять метрономом;
  • редактировать параметры MIDI-hot;
  • организовывать взаимодействие с внешними устройствами управления.

Современная версия Cakewalk SONAR предоставляет широкие возможности для настройки графического интерфейса в соответствии с вашим вкусом и привычками. Это в полной мере относится и конфигурированию панелей инструментов. Вы можете:

  • скрыть любой элемент любой панели инструментов;
  • изменить порядок размещения элементов на панели инструментов;
  • добавить на данную панель инструментов кнопки, которые по умолчанию располагаются на других панелях инструментов;
  • создать до трех новых пользовательских панелей инструментов, скомпоновав на них элементы, принадлежащие другим панелям инструментов;
  • скрыть или показать все панели инструментов единственной командой.

В главе 4 рассмотрена работа в окне Track. В SONAR 7 Producer Edition окно Track — одно из самых важных окон. В нем сосредоточены не только средства выбора различных атрибутов треков (таких как банк инструментов, MIDI-инструмент, порты ввода/вывода и многих других), но и графические средства микширования и автоматизации, а также опции, предназначенные для подключения MIDI- и аудиоэффектов и для управления их параметрами.

В окне Track вам постоянно придется изменять атрибуты треков и выполнять операции с клипами (фрагментами проекта) — перемещать их, копировать, комбинировать, разбивать на новые клипы, обрабатывать отдельные клипы различными эффектами.

Описаны команды контекстных меню секций треков и клипов окна Track, а также приемы работы в диалоговых окнах, открываемых при выборе этих команд. Много внимания уделено методике подключения к треку VST-инструментов, DX-инструментов и приложений ReWire с применением окна Synth Rack. Приведен пример совместного использования программ SONAR 7 Producer Edition и Reason. Пояснен порядок подключения внешних аппаратных процессоров эффектов.

Детально рассмотрены приемы скользящего неразрушающего редактирования, особенности работы с аудиоклипами, лупами, грувами. Описано назначение шин и выходных шин. Изложена методика применения автоматизации треков, клипов и шин, группировки автоматизируемых параметров треков и шин, дистанционного управления ими. Рассмотрен пример коммутации стереофонического аудиотрека, surround-шины и многоканальной выходной шины.

Подробно описана работа с surround-панораматором, проанализированы особенности применения DX/VST-плагинов для реализации пространственных эффектов.

Приведена технология использования функции Freeze ('замораживание"). Суть функции в том, что синтез и обработка звука в реальном времени заменяются воспроизведением заранее рассчитанных звуковых данных. Поскольку зоспроизведение требует меньших ресурсов компьютера, чем синтез, появляется возможность увеличить число аудиотреков в проекте. Партии виртуальных синтезаторов, преобразованные с помощью функции Freeze, в целях продолжения редактирования в последующем можно 'разморозить".

Даны рекомендации, направленные на повышение эффективности работы с компьютерной клавиатурой.

Глава 5 посвящена работе в окне Event List, в котором музыкальная композиция поедставляется в виде списка сообщений. SONAR 7 Producer Edition позволяем оперировать не только MIDI-сообщениями, но и сообщениями нотации, а акже специальными сообщениями. Это превращает окно Event List в мощный инструмент организации взаимодействия MlDI-системы, каналов цифрового звука и цифрового видео, а также любого мультимедийного оборудования.

Рассмотрены все типы сообщений, поддерживаемые SCNAR 7 Producer Edition, и их соотношение со стандартными MIDI-сообщениями. Приведена методика редактирования списка сообщений.

Детально, на конкретных примерах описан процесс управления параметрами синтеза посредством нерегистрируемых параметров (NRPN). Обсуждены особености использолания сообщений типа NRPN для управления параметрами синтезаторов, поддерживающих специфчкацпю GS.

В главе 6 описана работа с окном Piano Roll. В этом окне музыка наглядно представлена в виде отпечатков ктавиш. Именно окно Piano Roll позволяет записывать и редактировать музыкальные композиции людям талантливым, но не вполне освоившим нотную грамоту. Приведено описание инструментов окна v. рассмотрена методика работы с ними. Прсиллюе. рирочаны особенности мультитрекового режима работы в окне Piano Roll.

Детально описана работа с ритмическими паттернами при создании партии ударных инструментов. Пояснен режим записи в окне Piano Roll нот, соответствующих определенному ладу Рассм этрены особенности редактирования отпечатков клавиш непосредственно в окне Track.

В главе 7 подробно рассмотрены команды главного меню программы, а также диалоговые окна, открываемые ими. Главное меню содержит 12 меню, в которых сосредоточены команды и подменю, сгруппированные по их функциям:

  • работа с файлами;
  • редактирование;
  • применение эффектов и обработок;
  • управление отображением элементов программы;
  • вставка изменений;
  • управление воспроизведением и записью;
  • перемещение по проекту;
  • редактирование параметров треков;
  • применение сложных инструментов; П опции наст-эойки;
  • управление окнами;
  • получение справки.

Многие команды главного меню дублируются кнопками панели инструментов главного окна и рассмотрены в главе 3, однако ряд важных операций можно выполнить только посредством команд главного меню

С одной стороны, эта глава является справочной, поскольку в ней рассмотрены (иногда очень кратко) все без исключения команды главного меню. С другой стороны, эта глава — практическое руководство, т. к. наиболее зажные и требующие разъяснения команды описаны подробно и проиллюст очрованы примерами.

Много внимания уделено вопросам импорта и экспорта MIDI-, аудио- и видеоданных из проекта в файл и из файла в проект. Описаны все имеющиеся способы выделения фрагмента проекте. Пояснена сущность команды Bounce to Track(s) микширования нескольких аудиотреков.

На конкретном примере пояснено действие команды Convert MIDI То Shapes, эбеспечивающей конвертирование сообщений об изменении значений кон-гроллеров в огибающие автоматизации.

Рассмотрена сущность ряда команд, входящих в меню Process:

  • Quantize — квантизация;
  • Groove Quantize — квантизация по шаблону;
  • AudioSnap Palette — применение технологии неразрушающего редактирования AudioSnap;
  • Fade Selected Clips — выбор параметров плавного возрастания/затухания громкости на границах выделенного клипа;
  • Transpose — транспонирование выделенных нот, клипов, треков или про екта в целом;
  • Slide — перемещение по оси времени выделенных сообщений и маркеров;
  • Nudge — перемещение на заранее заданный интервал выделенных объектов (клипов в окне Track или отпечатков клавиш в окне Piano Roll);
  • Interpolate — поиск событий, соответствующих указанным критериям, и замена их другими событиями;
  • Length — изменение продолжительности выделенного фрагмента;
  • Scale Velocity — изменение громкости выделенных нот по линейному закону;
  • Retrograde — изменение порядка следования выделенных клипов и событий в клипах на обратный;
  • Deglitch — фильтрация случайных нот;
  • Fit to Time — изменение продолжительности выделенного фрагмента проекта так, чтобы она стала равной заданной;
  • Fit Improvisation — изменение временной шкалы для трека в целом или для отдельных клипов, содержащих результат "живой" игры на MIDI-клавиатуре;
  • Run CAL — запуск С AL-программы.

Приведены методики применения команд меню Views:

  • Big Time — индикация текущего времени;
  • Tempo — графическое редактирование темпа;
  • Layouts — редактирование раскладок;
  • V-Vocal Editor — коррекция вокальных партий.

Описаны основные команды меню Insert:

  • Bank/Patch Change — смена банка и MIDl-инструмента;
  • Time/Measures — вставка фрагмента, свободного от сообщений;
  • Controllers — вставка последовательности значений контроллера;
  • Series of Tempos — вставка последовательности изменений темпа.

Описано назначение основных команд меню Tools:

  • Consolidate Project Audio — перемещение входящих в проект различных WAV-файлов в одну папку;
  • Clean Audio Folder — удаление файлов с оцифрованным звуком, которые больше не используются;
  • Change Audio Format — изменение разрядности представления звуковых данных в проекте;
  • Cakewalk Publisher — презентация музыки в Интернете;
  • Burn Audio CD — подготовка содержания и прожиг диска CD Digital Audio;
  • Cakewalk Ext Encoder Config — конфигурирование внешних кодеков;
  • CWAF Tool — поиск аудиофайлов, принадлежащих проектам и утративших с ними связь;
  • Cakewalk Plug-in Manager — управление плагинами.

Рассмотрен способ добавления в меню Tools новых команд.

В главе 8 описано окно редактора банков системных сообщений Sysx, а также рассмотрен порядок настройки внешних устройств управления.

Использовать глубинные ресурсы синтезаторов звуковых карт можно только посредством системных сообщений. Содержание системных сообщений определяется разработчиком звуковой карты или синтезатора. Окно Sysx позволяет загрузить, отредактировать, послать и принять системные сообщения.

Описаны назначение инструментов окна и структура системных сообщений.

Рассмотрены особенности применения окна Sysx для управления эффект-процессорами синтезаторов, поддерживающих спецификацию XG.

Для организации взаимодействия с внешними устройствами управления (control surface) в составе программы SONAR предусмотрены особые плагины. В основном они ориентированы на конкретные устройства, но есть и два универсальных плагина. Плагин Cakewalk Generic Surface позволяет эффективно и гибко использовать самые разные устройства, вырабатывающие управляющие MIDI-сообщения. Плагин ACT MIDI Controller тоже можно сконфигурировать таким образом, чтобы он поддерживал любой универсальный аппаратный MIDI-контроллер. Отличительная особенность плагина — возможность организации связи элементов внешнего устройства управления с элементами треков, шин и VST-плагинов в режиме обучения.

В главе 9 рассмотрена работа в окнах нотатора Staff и текстов песен Lyrics. Описана методика редактирования и вывода на печать нот композиции и текста песни. Нотатор программы обеспечивает традиционную нотную запись музыки и двунаправленную транскрипцию ноты—MIDI-сообщения / MIDI-сообщения—ноты. Разрешающая способность нотатора уступает разрешающей способности MIDl-секвенсора (это характерно для нотаторов любых MIDI-редакторов).

Рассмотрена работа с виртуальным грифом. Пояснена методика использования табулатур аккордов.

В главе 10 рассмотрено окно Console, выполняющее функции программного аналога интеллектуального микшера. Оно содержит определенное пользователем количество шин, выходных шин и практически неограниченное количество каналов микширования сигналов с выходов Г/IDI- и аудиотреков. Данное окно превращает программу в виртуальную студию звукозаписи, я в ляется удобным средством смены MlDI-инструментоь и подключения IViIDI-и аудиоэффектов реального времени.

Рассмотрены инструменты окна, методика его использования в процессе обработки эффектами реального времени и сведения.

В гчаве 11 описаны две альтернативные технологии неразрушающего редактирования ритма аудиосообщений.

Рассмотрена работа в окнах Loop Construction и Loon Explorer, с помощью которых реализуется технология Looping. Средствами этих окон вы можете создавать, редактировать лупы и грувы. отыскивать, загружать и сохранять их файлы.

Под лупом мы понимаем аудиоклип, предназначенный для использования в циклическом режиме и содержащий в себе фрагмент партии ударных инструментов Грув отличается от лупа тем, что в нем содержится фрагмент партии мелодического инструмента (мелодических инструментов).

При работе с лупами основная проблема состоит в том, что они чаще всего бывают записаны не в том темпе, который требуется для вашей композиции В случае грувоз к данной проблеме добавляется еще и необходимость преобразования тональности их звучания (как правило, звуки в библиотеках гру-вов, встречающихся на дисках, соответствуют одной-двум нотам или аккордам основных типов, построенным от этих нот). Остальные ноты и аккорды необходимо получать путем тонального преобразования сэмпла

В окне Lood Construction имеются удобные средства преобразования темпа лупов, темпа и тона грувов. Об этих средствах подробно рассказано в данной главе.

Описана альтернативная технология неразрушающего редактирования звуковых данных AudioSnap, которая позволяет изменять длительность отдельных звуков, выполнять квантизацию содержимого аудиоклипов, преобразовывать ритм аудиоклипов в MlDI-данные, подгонять темп проекта под темп аудио-клипа.

Глава 12 посвящена MIDI-эффектам. В SONAR 7 Producer Edition встроены следующие MIDI-эффектами:

  • Arpeggiator — формирование последовательности коротких нот на основе протяженной ноты или аккорда (MIDT-арпеджиатор),
  • Chord Analyzer — анализ и распознавание аккордов;
  • Echo Delay — многократное повторение нот, имитация эха;
  • Midi Event Filter — многокритериальная фильтрация MIDI-сообщений,
  • Transpose — транспонирование нот с изменением тональности и лада;
  • Velocity — избирательная коррекция уровня громкости звучания нот.

Эффекты можно применять в реальном времени.

Подробно описаны диалоговые окна, предназначенные для редактирования параметров эффектов, приведены примеры их использования.

В главе 13, прежде всего, проанализированы все встроенные в SONAR 7 Producer Edition функции обработки звуковых данных, доступ к которым осуществляется посредством команд подменю Process > Audio главного меню:

  • Remove Silence — удаление тишины;
  • Gain — изменение уровня аудиосигнала, микширование сигналов стереоканалов;
  • Normalize — нормализация амплитуды сигнала;
  • Remove DC Offset — устранение постоянной составляющей;
  • Fade/Envelope — редактирование огибающей амплитуды;
  • Crossfade — взаимосвязанное управление огибающими амплитуды двух аудиоклипов;
  • Reverse — перезапись звука в обратном порядке.

Пояснена сущность звуковых эффектов и обработок, реализованных в SONAR 7 Producer Edition.

Выполнен краткий обзор аудиоэффектов Cakewalk первого и второго поколений:

  • Pitch Shifter — сдвиг высоты тона;
  • Time/Pitch Stretch 2 — независимое изменение высоты тона и продолжительности выбранного звукового клипа;
  • Amp Sim — симулятор аналогового усилителя и громкоговорителей;
  • FX2 Таре Sim — симулятор аналогового магнитофона.

Подробно описана работа с относительно новыми плагинами аудиоэффектов Cakewalk:

  • FxChorus — хорус;
  • FxDelay — дилэй;
  • FxEq — эквалайзер;
  • FxFlange — флэнжер;
  • FxReverb — реверберация;
  • akewalk Tuner — виртуальный тюнер для настройки гитары.

Детально рассмотрены уникальные эффекты третьих фирм — плагины Lexicon и Sonitus:fx. В комплект поставки SONAR 7 Producer Edition включен ревербератор Lexicon Pantheon и одиннадцать DX-плагинов Sonitus:fx:

  • Sonitus:fx Compressor — компрессор; П Sonitus:fx Delay — дилэй;
  • Sonitus:fx Equalizer — эквалайзер; П Sonitus:fx Gate — гейт; П Sonitus:fx Modulator — модулятор;
  • Sonitus:fx Multiband — многополосный процессор динамической обработки;
  • Sonitus:fx Phase — фазовращатель;
  • Sonitus:fx Reverb — ревербератор;
  • Sonitus:fx Wahwah — "вау-вау";
  • Sonitus:fx Surround — surround-панораматор;
  • Sonitus:fx SurroundComp — surround-компрессор.

Эти плагины отличаются высоким качеством обработки аудиоданных и наглядным графическим интерфейсом.

Рассмотрены новые VST-плагины:

  • Perfect Space Convolution Reverb — сверточный ревербератор;
  • Boost 11 — пиковый ограничитель (лимитер);
  • VC-64 Vintage Channel — динамический процессор;
  • LP-64 EQ — эквалайзер с линейной фазо-частотной характеристикой;
  • LP-64 Multiband — многополосный компрессор/лимитер с линейной фазо-частотной характеристикой.

Даны рекомендации по применению моно-, стерео- и surround-эффектов в режиме реального времени.

Глава 14 посвящена DX/VST-инструментам. Рассмотрены виртуальные синтезаторы, входящие в поставку SONAR 7 Producer Edition:

  • Cakewak TTS 1 — виртуальный звуковой модуль стандарта GM2;
  • Cyclone DXi — грувовый сэмплер;
  • Audio Simulation DreamStation DXi2 — псевдоаналоговый синтезатор; П Roland GrooveSynth — звуковой модуль;
  • rgc:audio Pentagon I — цифровой синтезатор в аналоговом стиле;
  • PSYNII — псевдоаналоговый синтезатор;
  • Cakewalk Session Drummer 2 — профессиональная драм-машина; П Cakewalk DropZone — сэмплер.

Проанализировано назначение элементов интерфейса окон DX/VST-инструментов, описаны особенности их совместного использования с программой SONAR.

Приведен обзор виртуальных инструментов rgc:audio z3ta+; Cakewalk Dimension LE; Cakewalk Rapture LE; RXP; rgc:audio sfz.

Глава 15 посвящена описанию пошагового секвенсора Step Sequencer, который по своему внешнему виду и методике редактирования музыкальной информации напоминает имеющийся в FL Studio. Опытным пользователям FL Studio будет относительно легко "пересесть" на SONAR. А для убежденных пользователей SONAR пошаговый секвенсор станет дополнительным средством редактирования, с помощью которого можно легко и быстро создавать MIDI-клипы с барабанными лупами или мелодическими грувами.

Рассмотрены элементы секции нот и панели инструментов. Описана методика создания и редактирования паттерна.

В приложении описано содержимое компакт-диска, сопровождающего книгу. Особенность диска в том, что за счет формата CD Extra он одновременно пригоден для воспроизведения с помощью CD-плеера и позволяет считать информацию в компьютер посредством привода CD-ROM. Это, по существу, два диска в одном. На сопроводительном диске представлены два раздела — CD-ROM и CD Digital Audio.

Раздел CD-ROM диска включает в себя off-Нпе-версию сайта авторов книги с электронными копиями многих статей и некоторых книг, посвященных применению компьютера в практике музыкантов и звукорежиссеров.

В разделе CD Digital Audio диска записаны в завершенном виде композиции, созданные авторами книги с применением программы и плагинов, рассмотренных в книге.

Список литературы содержит библиографические сведения о наших книгах и статьях, посвященных применению компьютера в музыкальном творчестве.

Предметный указатель облегчает контекстный поиск и помогает читателю получить более детальное по сравнению с оглавлением представление о круге вопросов, рассматриваемых в книге.