\?> Вкладка General | РУсская РОК Музыка

Вкладка General

 

Рассмотрим назначение опций вкладки General (рис. 1.16).

Раскрывающиеся списки Playback Timing Master и Record Timing Master

предназначены для выбора источника синхронизации при записи и воспроизведении звукового файла. Фактически эти списки содержат имена драйверов соответствующих устройств.

Список Audio Driver Bit Depth предназначен для выбора разрядности (16, 18, 20, 22, 24, 32 бита) представления звуковых данных при обмене с драйвером звуковой карты. Представление звуковых данных более чем 16-ю битами позволяет сохранить даже очень тонкие изменения, полученные за счет использования различных эффектов; 24- и 32-битное представление звуковых данных позволяет значительно снизить погрешности, возникающие и накапливающиеся в ходе обработки звука. Носителем конечного музыкального продукта, как правило, является CD Digital Audio (аудиодиск), 16-битный по своей природе. Несмотря на это, запись и обработ ку звука лучше всего производить в 24-битном (либо в 32-битном) формате, а к 16-битному переходить только на самой последней стадии обработки звука перед тиражированием CD (т. е. на стадии мастеринга), применяя специальные алгоритмы понижения разрядности.

Рис. 1.16. Вкладка General диалогового окна Audio Options
Рис. 1.16. Вкладка General диалогового окна Audio Options

Разрядность представления звуковых данных в проекте всегда можно изменить с помощью команды Tools > Change Audio Format главного меню.

Однако не следует забывать о том, что при представлении звуковых данных больше чем 16-ю битами и/или при высокой частоте дискретизации потребуется много дискового пространства и быстродействующий центральный процессор. Хотя конечно, с появлением доступных по цене винчестеров объемом 400 Гбайт и более, а также процессоров с тактовыми частотами порядка 4 ГГц, экономия ресурсов системы в целом за счет отказа от 24- и даже 32-битного формата звуковых данных с частотой сэмплирования 96 кГц субъективно будет не очень заметна.

Если установить флажок 64-bit Double Precision Engine, то звуковой движок SONAR будет использовать 64-битное внутреннее микширование звуковых данных. Качество звука будет лучше, а нагрузка на процессор больше. Однако ощутить улучшение качества звука может далеко не каждый. Эта опция полезна скорее профессионалам, обладающим очень хорошим звукорежис-серским слухом и работающим на очень хорошем студийном оборудовании.

В раскрывающемся списке Stereo Panning Law выбирают один из используемых на практике алгоритмов панорамирования:

  • OdB center, sin/cos taper, constant power — панорамирование в крайнюю левую или правую точку сопровождается увеличением уровня соответствующего канального сигнала на 3 дБ по синусно-косинусному закону, при панорамировании в центр уровни канальных сигналов сохраняются неизменными;
  • -3dB center, sin/cos taper, constant power — при панорамировании в крайнюю левую или правую точку уровень соответствующего канапьно-го сигнала не меняется, при панорамировании в центр — уменьшается на 3 дБ по синусно-косинусному закону;
  • OdB center, square-root taper, constant power — панорамирование в крайнюю левую или правую точку сопровождается увеличением уровня соответствующего канального сигнала на 3 дБ, при панорамировании в центр уровни канальных сигналов сохраняются неизменными; характер изменения уровня описывается функцией квадратного корня из суммы квадратов значений уровня сигнала правого и левого каналов;
  • -3dB center, square-root taper, constant power — при панорамировании в крайнюю левую или правую точку уровень соответствующего канального сигнала не меняется, при панорамировании в центр уровни канальных сигналов уменьшаются на 3 дБ; характер изменения уровня описывается функцией квадратного корня из суммы квадратов значений уровня сигнала правого и левого каналов;
  • -6dB center, linear taper — при панорамировании в крайнюю левую или правую точку уровень соответствующего канального сигнала не меняется, при панорамировании в центр уровни канальных сигналов уменьшаются на 6 дБ; закон изменения уровня — линейный;
  • OdB center, balance control — при панорамировании в крайнюю левую или правую точку уровень соответствующего канального сигнала не увеличивается, при панорамировании в центр — не уменьшается.

Переключатели группы Dim Solo Gain позволяют установить величину ослабления уровня сигналов (-6 дБ, -12 дБ, -18 дБ), воспроизводимых с аудиотреков, заглушённых в режиме Dim Solo Mode. В традиционном режиме Solo звучат лишь треки, для которых он выбран, а все остальные треки заглушены полностью. В режиме Dim Solo "не солирующие" треки все же звучат, но тише "солирующих".

Опция группы Default Settings for New Projects предназначена для выбора значений частоты сэмплирования, которая будет устанавливаться по умолчанию при создании нового проекта. Список Sampling Rate предназначен для выбора частоты сэмплирования всех звуковых сообщений, записываемых в процессе создания музыкальной композиции (нового проекта). Список содержит следующие значения: 11025, 22050, 44100, 48000, 96000. 176400 и 192000 (Гц). Частота сэмплирования устанавливается до начала записи проекта и не может быть изменена до тех пор, пока в проекте имеется хотя бы одно звуковое сообщение. Наиболее высокому качеству обработки звуковых данных соответствует максимальное значение частоты сэмплирования из частот, поддерживаемых вашей звуковой картой или модулем аналого-цифрового и цифроаналогового преобразования.

В группе Mixing Latency вы можете установить значения параметров, влияющих на время ожидания результатов микширования. В поле ввода Buffers in Playback Queue задается число буферов, находящихся в очереди при воспроизведении аудиоданных. Эти буферы заполняются аудиоданными еще до начала воспроизведения. В процессе воспроизведения аудиоданные считываются в ЦАГ1 из буферов, а не непосредственно из файла на диске. По мере освобождения буферов в них "подкачиваются" данные с диска. По умолчанию установлено 2 буфера. Этого достаточно для обеспечения непрерывного воспроизведения звуковых данных большинством звуковых карт. Чем меньше буферов, тем меньше время ожидания результатов любых действий, производимых вами в процессе микширования аудиоданных, но и тем больше вероятность возникновения проблем при воспроизведении звука.

Слайдер Buffer Size задает размер (объем) буфера. При его крайнем левом положении (Fast) размер буфера минимален, как и время реакции программы на операцию микширования. При крайнем правом положении (Safe) слайдера устанавливается безопасный (в смысле минимальной вероятности сбоев при воспроизведении) размер буфера, но при микшировании вы явно ощутите задержку — в отработке программой ваших манипуляций с элементами регулировки виртуального микшера, в звучании DX- и VST-синтезаторов. Размер буфера (в миллисекундах) индицируется в поле, расположенном справа от слайдера.

Под слайдером расположено поле Effective latency at... kHz/stereo: ... msec, в котором отображаются частота сэмплирования и эффективное время задержки при обработке аудиоданных, воспроизведении звуков виртуальными инструментами. Значение этого времени программа вычисляет автоматически. Исходными данными служат количество буферов, размер буфера и частота сэмплирования (Sampling Rate).

Современная версия SONAR поддерживает ASIO — API фирмы Steinberg для высокоскоростного обмена данными со звуковыми картами. Если ваша звуковая карта совместима с ASIO, то есть смысл использовать именно ASJO-драйверы.

Вид окна Audio Options зависит от типа установленной звуковой карты и класса выбранных аудиодрайверов.

Отличия заключаются в том, что, во-первых, при аудиоустройстве, совместимом с ASIO (например, звуковая карта M-Audio Audiophile 24/96, внешний MIDI- и аудиоинтерфейс M-Audio FireWire 410), в окне Audio Options отсутствует вкладка Driver Profiles. Для звуковой карты, не совместимой с ASIO (например, для SB Live!), такая вкладка в окне имеется. Во-вторых, если установлена звуковая карта, совместимая с ASIO, то на вкладке General расположена кнопка asio Panel... , нажатием которой открывается панель управления звуковой картой. Если же вы имеете дело со звуковой картой, не совместимой с ASIO, то на том же месте располагается совсем другая кнопка — Wave Rroiiier... , предназначенная для определения производителя звуковой карты и настройки канала прямого доступа к памяти (канала DMA, или ПДП) в случае замены звуковой карты или драйверов. Во время первого запуска программы эти действия выполняются автоматически.

Вместо старых ворот во дворе лучше и дешевле установить автоматический шлагбаум. Вам нужны качественные алюмо деревянные окна? Они есть здесь!